<==

218

IV. И С Т И Н А



.

В буддизме смерть рассматривается как естественный процесс /"Смерть - это продолжение жизни"/, как неотъемлемый факт нашего земного существования. Так Далай-лама пишет: "Зная, что я не смогу избежать смерти, то не вижу причин для волнений. Я считаю, что смерть скорее похожа на смену одежды, старой и изношенной, чем на окончательный уход". Смерть непредсказуема: мы не знаем, как и когда это произойдет. И поэтому было бы благоразумно заранее подготовиться к ней. Буддисты говорят, что человек живет для того, чтобы правильно умереть. Жизнь и смерть они рассматривают как единое целое, где смерть - просто начало другой главы жизни. В знаменитой "Тибетской книге мертвых" показано единство жизни и смерти как череда постоянно меняющихся переходных реальностей, известных под названием "бардо", и часто называют промежуточное состояние между рождением и смертью. Ведь, на самом деле, состояния бардо постоянно возникают и в жизни, и в смерти, и являют собой благоприятное стечение обстоятельств, когда усиливается вероятность Освобождения от круговорота рождений и смертей.

В момент смерти обыкновенный ум со всеми своими иллюзиями умирает, и в этом промежутке открывается бездонная глубь небес - истинная природа нашего ума. Только изучив эту природу ума при жизни, мы сможем распознать ее в момент смерти и достичь Освобождения. К тому, кто подготовлен и занимается практиками, смерть приходит не как поражение, а как триумф, как самый великолепный момент жизни. Потому что такой человек познал, кто он, почему он здесь и как нужно себя вести, то есть достигнул того, что в Упанишадах называется "поворотом сознания". Великий тибетский святой Миларепа писал: "Ужас перед смертью погнал меня в горы, где снова и снова я медитировал о неопределенности часа своей смерти. И я покорил крепость бессмертной бесконечной природы ума.

.. 1 .. 2 .. 3 .. 4 .. 5 ==>